Великие композиторы
Великие пианисты
Великие вокалисты

История Музыки  детям
Сказки, рассказы о музыке
Стихи о музыке
Музыкальная азбука
Статьи - педагогам, родителям

Качаем Музыку, ноты, видео.
Детские песни МР3
Песни к праздникам
Песни из мультфильмов

О великих с юмором
О музыке с юмором
Музыкальные шутки

 
 

Главная

К урокам музыки

Гимнастика на занятиях
Занятия на фортепиано
Планирование ежедневных занятий
Секреты эффективных занятий
Изучаем  гаммы
Музыка на других уроках
Интересные уроки

Видео

Видео уроки музыки
Видео-рассказы для уроков
К теме о войне
   Видео рассказ к 9мая

   Рассказы о войне
   Песни о войне
   Тексты песен о войне
   Стихи о войне
Музыка в мультфильмах
О музыке с юмором

Играем на  уроках

Все темы раздела
  Сказки, игры к урокам
  Игры, шарады, ребусы
  Интересные факты

Все для занятий

Репетиторы предлагают
Выбираем  пианино
Купить-Продать

Полезное

Новости сайта

17.01.13  
О детях - великих музыкантах. Рубинштейн и Шопен
30.12.12  
О детях - великих музыкантах.
17.07.12 Страницы о Страдивари  Путешествием в Кремону
28.06.12 Эта книга нравится всем! Дневник  юного музыканта

Статистика

Нас посетили:
 

Разработки интересных уроков


"
Авторская песня о войне
"  

Презентация  к уроку

Цели урока:

 

1) знать, что такое авторская песня, имена поэтов-исполнителей самодеятельной песни;

2) уметь слушать авторскую песню, высказывать свои впечатления от услышанного о войне;

3) воспитывать понимание неразрывной связи поколений,

благодарность и преклонение перед воевавшими за наше счастье.

Учитель: Сегодня мы будем говорить об авторской, или, как её ещё называли, самодеятельной песне. Что же такое авторская песня?   (Слайд № 1)

Ведущая: (слайд № 2). Звучит «Грузинская песня» Б.Окуджавы.

Ведущий: А потом была передача  радиостанции «Юность» под названием «Барды и менестрели» - и эти песни запела вся страна. Их  пели тогда, когда вместе собирались люди близкие, понимающие друг друга  с полуслова, собирались,  чтобы почувствовать простое человеческое тепло-тепло сердец…

Ведущая: (слайд 3). Звучит песня О.Митяева «Изгиб гитары желтой».

Учитель: Но не только такими были песни бардов, они пели о войне, о Великой Отечественной войне, о которой, казалось бы, и без того создано много песен… Почему? Сегодня мы попытаемся найти ответ на этот  вопрос. И  для этого обратимся к творчеству  Булата Окуджавы, одного из родоначальников авторской песни.

Ведущий: Булат Окуджава. Это имя не нуждается в представлении. Он один из признанных   основоположников бардовского движения. Его песни вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов, как оказалось, надолго.  (Слайд № 4).

Ведущая: Из воспоминаний Булата Окуджавы: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса, в 1942 году. Пошел не из жажды приключений,  а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтиком  тоже. Романтизм скоро, буквально через несколько дней,  улетучился: оказалось, война- это тяжелая кровавая работа».  ( Звучит песня Б.Окуджавы  в исп А. Варум «До свидания, мальчики»)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб -  разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки. Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий: Потом – песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Война закончилась. Но остались боль утраты  и чувство вины перед тем, кто,  в отличие от тебя, не дожил до Победы.  ( Звучит песня Б.Окуджавы «Бери шинель…» ).

Ведущая: Окуджава начал сочинять песни как бы случайно, спев однажды в дружеской компании молодых московских поэтов весёлую незамысловатую импровизацию под гитару. В своих песнях Окуджава обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Да и сама манера его исполнения была спокойной и проникновенной. Он скорее не пел, а напевал свои песни, как будто тихо и искренне беседовал с вами. Вы уже слышали «Грузинскую песню» в его исполнении.

Учитель: Историк Натан Эйдельман как-то сказал: « Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архива м…издадут с таблицами, с перечнем героев и мерзавцев…Но если захочется потомку…познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон…и услышит песни Окуджавы».

Но когда мы говорим об авторской военной  песне,  то вспоминаем в первую очередь,  наверное,  песни Владимира Семеновича  Высоцкого.  (Слайд 5).

Актерская судьба Высоцкого была тесно связана с  военной темой. В одном из фильмов прозвучала его  песня «Штрафные батальоны». Его герои- штрафники, осужденные попали  на войну из сталинских лагерей. Их ставили на самых горячих  участках, где ситуация казалась безнадежной. Они могли победить или умереть. (Звучит песня «Штрафные батальоны»:

Всего лишь час дают на артобстрел.
Всего лишь час пехоте передышки.
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому – до ордена, ну а кому-  до «вышки».

За этот час не пишем ни строки.
Молись богам войны - артиллеристам!
Ведь мы ж не просто так, мы - штрафники,
Нам не писать: « Считайте коммунистом».

Перед атакой - водку. Вот мура!
Свое отпили мы ещё в гражданку.
Поэтому мы не кричим «ура»,
Со смертью мы играемся в молчанку.

Считает враг – морально мы слабы.
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы-
В прорыв идут штрафные батальоны!

Вот шесть ноль- ноль, и вот сейчас- обстрел,
Ну,  Бог войны! Давай – без передышки!
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому – до ордена, а большинству – до «вышки».

 

Ведущая: Тема войны была важной для Высоцкого до конца жизни. Он говорил, что война затрагивает всех людей за живое, что нельзя не прочувствовать все произошедшее душой и сердцем. ( Слайд 6). Большая часть творчества Высоцкого была посвящена именно войне, и по прошествии многих лет эта тема не теряет актуальности, потому что главное, что интересовало Высоцкого, - это человек в экстремальной ситуации.   ( Слайд 6 – песня « Я – ЯК, истребитель…»). 

Учитель: 25 июля 1980 года Владимира Высоцкого не стало…Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Это потеря для всех невосполнимая. Никита Михалков написал стихотворение:

Он не допел, не  досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало оттого,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да. И все же он поет…
И песни не дадут нам жить спокойно.

 Окуджава отозвался на смерть своего младшего современника такими строками: (слайд 6: каждая строчка стихотворения - по щелчку).

Слайд 7: памятник Высоцкому на Ваганьковском кладбище, может звучать песня «Кони привередливые».

Ведущая: Ушли  в прошлое далекие 60-е…Их сменили 80-е и 90-е годы…

Ведущий: И вот мы уже перешагнули порог 21 века. А авторская песня жива. И, несмотря на то, что от военных событий нас отделяет промежуток в 66 лет, эта тема по-прежнему волнует уже новое поколение бардов.

Учитель: (слайд 8-5 щелчков = биография О.  Митяева). Звучит песня О. Митяева «В осеннем парке городском».

Ведущая: Самое главное качество культурной нации – память. И помнить свою историю, не забывать о ней помогает авторская песня.

Ведущий: А иногда она помогает увековечить память погибшего поэта, как случилось с Павлом Коганом. Он был подающим надежды поэтом, окончившим литературный институт. В 41-м году ушёл на фронт, несмотря на освобождение от  призыва по состоянию здоровья. ( Слайд 9): после демонстрации слайда ребята хором поют Визбора «Бригантина».

Р.К. Учитель: слайд №10.

В заключение урока учащиеся обмениваются мнениями и впечатлениями по поводу услышанных песен и  исполняют песни собственного сочинения  или слушают песни на магнитофонной ленте из домашней фонотеки.

Автор урока: не указан

 

 

 

 

Если Вы хотите поделиться со всеми своими музыкальными файлами,
отправьте нам сообщение  к которому добавьте  свой файл.

Главная

Беседы с музыкальными инструментами

Музыкальные инструменты
Беседуем с Арфой
Знакомимся с клавесином
Рассказ фортепиано
Скрипка дает интервью
Беседа с Баяном
Рассказ Балалайки
Валторна вспоминает
Беседуем с Гобоем

Помощь

Как скачать файл

Полезное

 

Сокращения на сайте

  задания детям
  читаем вместе
 это стоит выучить

Полезное

 

Сайт был полезен? Порекомендуйте его другим 


©
Музыка детям.
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни.
Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах. Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов сайта разрешается только с  активной ссылкой на сайт.

Дата изменения: 27.03.2013