Великие композиторы
Великие пианисты
Великие вокалисты

История Музыки  детям
Сказки, рассказы о музыке
Стихи о музыке
Музыкальная азбука
Статьи - педагогам, родителям

Качаем Музыку, ноты, видео.
Детские песни МР3
Песни к праздникам
Песни из мультфильмов

О великих с юмором
О музыке с юмором
Музыкальные шутки

 
 

Главная

К урокам музыки

Гимнастика на занятиях
Занятия на фортепиано
Планирование ежедневных занятий
Секреты эффективных занятий
Изучаем  гаммы
Музыка на других уроках
Интересные уроки

Видео

Видео уроки музыки
Видео-рассказы для уроков
К теме о войне
   Видео рассказ к 9мая

   Рассказы о войне
   Песни о войне
   Тексты песен о войне
   Стихи о войне
Музыка в мультфильмах
О музыке с юмором

Играем на  уроках

Все темы раздела
  Сказки, игры к урокам
  Игры, шарады, ребусы
  Интересные факты

Все для занятий

Репетиторы предлагают
Выбираем  пианино
Купить-Продать

Полезное

Новости сайта

17.01.13  
О детях - великих музыкантах. Рубинштейн и Шопен
30.12.12  
О детях - великих музыкантах.
17.07.12 Страницы о Страдивари  Путешествием в Кремону
28.06.12 Эта книга нравится всем! Дневник  юного музыканта

Статистика

Нас посетили:
 


Секрет эффективных занятий

Предположим вам необходимо выучить поэму, состоящую из 200 строф. Если вы прочитаете все 200 строф (всю поэму) семь раз, вероятность, что вы запомните ее после этого, стремится к нулю. Большинство людей, которым не известно то, о чем я сейчас говорю, будут продолжать читать поэму целиком в надежде, что с увеличением числа повторов они, в конце концов, овладеют ей. Предположим, что чтение 200 строф занимает 30 минут. Повторение поэмы целиком семь раз замет 3.5 часа, и в результате она все равно не будет выучена. Поэтому придется повторить еще семь раз. И все равно - поэма не запомнена. Таким образом, придется сделать еще семь повторов с таким же унылым и жалким результатом. К этому моменту на поэму уже потрачено 10.5 часов. Делайте так в течение месяца. Могу поспорить, что к концу месяца, занимаясь 10.5 часов в день (21 повторение), поэма все равно не будет выучена. От части это связано с тем, что за день физически невозможно сделать достаточное число повторов (поэма просто велика), а также потому, что если не удалось выучить ее за семь повторов, то увеличение числа повторов не даст результата.

Как же поступить? Следует уменьшить размер блока информации, который вы пытаетесь выучить. На сколько следует его уменьшить? Ну, можно начать с того, что уменьшить вдвое: 100 строф. Теперь чтение займет всего лишь 15 минут. Удалось выучить за семь повторов? Если да, то это тот размер блока, с которым вы можете справиться. Если нет, то размер блока все еще велик. Поэтому уменьшите его вдвое: 50 строф, которые можно прочитать за 7.5 минут. Далее предположим, что путем постепенного уменьшения блока вдвое, для того чтобы выучить его за семь повторов, вы пришли к размеру в одну строфу. Ее можно прочитать за 9 секунд. Это исследовательских этап ваших упражнений: определение размера блока, который вы можете выучить за семь повторов. С опытом вы сможете определять размер практически мгновенно. Но, будучи новичком, необходимо помнить и уделять время на выяснение своих возможность и способностей к запоминанию.

Таким образом, вы выяснили, что одна строфа запоминается за семь повторов. После семи повторений вы помните её. Поэтому, на овладение одной строфы у вас уйдет 63 секунды (9 секунд на чтение * 7 повторов). На овладение 200 строфами вы потратите 3.5 часа, тоже время, что было потрачено на прочтение всей поэмы семь раз. Вывод очевиден: разбивая изучаемый материал на блоки, которые могут быть выучены за семь повторов, можно сэкономить уйму времени, по сравнению с чтением всего материала сразу, те же семь раз.

2. Вы ничего не запомните, пока в работу не включится подсознание. Сновидения - это один из признаков его работы, поэтому требуется как минимум одна ночь сна между занятиями для того, чтобы действительно запомнить изучаемый материал. Обычно необходимо несколько ночей, все зависит от сложности материала.

Возвращаясь к 200 строчной поэме. На повторение и запоминание первой строфы понадобилось 63 секунды. Вот и все! Больше ничего не нужно делать с этой строфой сегодня. Вы, конечно же, можете, если хотите, но никакой разницы не будет.

Если сделать семь повторов (63 секунды), больше ничего не делать и пойти спать, то на следующий день, когда проснетесь, обнаружите, что напрочь забыли строфу. Поэтому нужно проделать то же самое еще семь раз (опять 63 секунды). В этот раз вы обнаружите, что хоть и чувствуете, что сегодня не знаете строфу также как и вчера, но для того чтобы ее запомнить понадобилось лишь пять повторов, по сравнению с вчера, когда нужно было выполнить семь повторов. Таким образом, вы переучили строфу за 45 секунд, вместо 63. Не обращайте на это внимания, сделайте семь повторов (даже если хватило пяти). На третий день, после пробуждения, к своему ужасу вы поймете, что ничего не можете вспомнить. Однако в этот раз после второго повторения память вернулась. В этот раз потребовалось 18 секунд, по сравнению с первым днем, когда потребовалось 63 секунды, и со вторым днем - потребовалось 45 секунд. Опять, даже если память вернулась после второго повтора, необходимо выполнить все семь. На четвертый день вполне вероятно не придется снова повторять строфу. Вы просто ее знаете. Я никогда не встречал человека, которому бы потребовалось больше семи дней для того, чтобы достичь такого же результата. Обычно на третий-четвертый день все запоминают свой информационный блок (при условии, что его размер позволяет запомнить его после семи повторов).

Самое важное в сказанном следующее. Если вы повторите вашу строфу семьсот раз (вместо семи), это никак не повлияет на скорость ее запоминания. Это все равно потребует семи дней. Не следует мне верить, просто попробуйте. Возьмите два отрывка любого произведения. Их размер должен быть таким, чтобы их можно было запомнить после семи повторов. Первый повторите семь раз, а второй семьсот. А затем посмотрите, какой из них будет выучен первым. Я утверждаю, что для их запоминания потребуется абсолютно одинаковое время.

В случае, когда вы изучаете отрывок музыкального произведения, вы, вероятно, делайте больше, чем просто повторяете его. После семи повторов, я бы поработал над каждой рукой отдельно, а затем вместе. В зависимости от отрывка, я мог бы использовать ритмические вариации, игру аккордами или использовать какую-то другую вариацию. Поэтому для того, чтобы проделать всю эту работу, может потребоваться 15 - 20 минут, может чуть меньше или больше. После этого - это все на сегодня! Возвращайтесь снова к этому отрывку только на следующий день. Если вы хотите посвятить пять часов в день упражнениям, то используйте оставшееся время для других отрывков, или даже отрывков из других произведений.

Поэтому используйте принцип семи повторов для того, чтобы определить размер отрывка для изучения. Затем упражняйтесь, в течение времени необходимого для овладения им (обычно меньше чем 15 - 20 минут, в редких случаях больше). После этого не трогайте отрывок до завтра. Повторяйте все то же самое, пока не запомните отрывок (должно занять 3 - 4 дня).

Подход в 20 минут это средняя цифра. Можете заниматься меньше, если хотите. Главная идей - это найти предел, который показывает вам, что дальнейшие усилия растрачиваются впустую. Например: если вы упражняетесь над отрывком 20 минут и не овладели им, значит, вы выбрали слишком длинный отрывок; упражняясь следующие пять часов не даст лучшего результата. Поэтому не делайте этого. Вместо этого разбейте его на более мелкие части, которыми вы можете овладеть за 20 минут. Это будет быстрее и более эффективно в результате. Руководствуясь той же идеей - если вы овладели отрывком за 20 минут, то нет смысла тратить на него еще пять часов (хотя многие пианисты проявляют подобные маниакальные наклонности).

Никто не может сказать вам отрывком, какого размера вы сможете овладеть за 20 минут: это зависит от отрывка и, в конце концов, от ваших способностей. Вам придется выяснить это самостоятельно. Вот метода как это сделать: повторите выбранный отрывок семь раз. Запомнили? (понятия "запомнили" и "овладели" имеют разный смысл) Да? Тогда двигайтесь дальше. Нет? Укоротить вдвое. Попробуйте еще раз. Запомнили? Нет? Укоротите вдвое и так далее. В конце концов, вы найдете отрывок такого размера, что сможете запомнить за семь повторов (иногда это могут быть даже две ноты). Теперь упражняйтесь над этим отрывком, пока не овладеете им полностью (но не более чем 20 минут; если вы работаете с только двумя нотами, то это потребует не больше нескольких минут; если вы работаете с одной минутой сонаты, то этой займет все 20 минут). Если вы упражняетесь над всей сонатой, которая длится 18 минут во время исполнения, тогда, конечно же, вышеприведенные указания не применимы. Эти рекомендации следует применять для изучения новых произведений с нуля, а не для полировки и оттачивания произведений, которыми вы уже овладели.

На следующий день вы можете быть шокированные тем, что полностью забыли материал, над которым работали 20 минут, даже, несмотря на то, что полностью овладели им вчера. Это наглядно покажет вам разницу между "овладеть" и "запомнить". Вы выучили отрывок, и возможно играли его с большой легкостью, но вы еще не овладели им, об этом свидетельствует то, что на следующий день вы даже не знаете, как начать. Если у вас так и вышло, то необходимо подойти к разучиваемому отрывку как к абсолютно незнакомому материалу, и проделать все те же самые шаги, которые были проделаны вчера. Не срезайте углы и ничего не пропускайте. К вашему удивлению, вы выучите его заново намного быстрее. Если в первый раз вы потратили 20 минут, то теперь на это потребуется всего лишь 5 минут. На следующий день, попробуйте снова. Если вы не можете вспомнить, то повторите все то же самое снова - очень вероятно, что на всю процедуру уйдет не больше минуты, также возможно, что вы будете полностью помнить отрывок. Если вы достигли того, что можете подойти к инструменту и сразу же идеально сыграть отрывок, то вы им овладели. Не нужно больше его изучать. Таким образом, можно выделить два очень разных этапа: Запоминание и Овладение. Вы должны "повторять" отрывок (что является очень специфическим процессом), даже если чувствуете, что уже знаете его. И вы должны "повторять" отрывок до полного овладения им. После того как вы им овладели, все, что требуется это продолжать "играть его".

Есть также и третий этап. После того как вы усвоили отрывок, не вспоминайте его вообще в течение месяца. Затем попробуйте сыграть его. Скорее всего, вы забудет его. Если так, то переучите его с нуля, как будто это абсолютно новый материал. Не пропускайте никаких этапов и не пытайтесь срезать углы при переучивании. Вы потратите значительно меньше времени, чем при первоначальном разучивании. Если вы проделаете это забывание-переучивание три-четыре раза, то выйдете на совершенно другой уровень, который выше простого усвоения: вы никогда не забудете это произведение, даже если не будете играть его 30 лет. Вы всегда сможете сыграть его. Это фортепианный эквивалент езды на велосипеде: один раз научившись, вы никогда не забудете это. Проблема в том, что игра на фортепиано намного сложнее езды на велосипеде (которая в свою очередь содержит все те же этапы запоминание/овладение/свободное владение). Большинство людей забывают свой репертуар достаточно быстро или на стадии запоминания, или на стадии усвоения и, таким образом, не имеют понятия о стадии "свободного владения".

1-2

 


 

Если Вы хотите поделиться со всеми своими музыкальными файлами,
отправьте нам сообщение  к которому добавьте  свой файл

Главная

Беседы с музыкальными инструментами

Музыкальные инструменты
Беседуем с Арфой
Знакомимся с клавесином
Рассказ фортепиано
Скрипка дает интервью
Беседа с Баяном
Рассказ Балалайки
Валторна вспоминает
Беседуем с Гобоем

Помощь

Как скачать файл

Полезное

 

Сокращения на сайте

  задания детям
  читаем вместе
 это стоит выучить

Полезное

 

Сайт был полезен? Порекомендуйте его другим 


©
Музыка детям.
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни.
Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах. Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов сайта разрешается только с  активной ссылкой на сайт.

Дата изменения: 27.03.2013