Великие композиторы
Великие пианисты
Великие вокалисты

История Музыки  детям
Сказки, рассказы о музыке
Стихи о музыке
Музыкальная азбука
Статьи - педагогам, родителям

Качаем Музыку, ноты, видео.
Детские песни МР3
Песни к праздникам
Песни из мультфильмов

О великих с юмором
О музыке с юмором
Музыкальные шутки

 
 

Главная

К урокам музыки

Гимнастика на занятиях
Занятия на фортепиано
Планирование ежедневных занятий
Секреты эффективных занятий
Изучаем  гаммы
Музыка на других уроках
Интересные уроки

Видео

Видео уроки музыки
Видео-рассказы для уроков
К теме о войне
   Видео рассказ к 9мая

   Рассказы о войне
   Песни о войне
   Тексты песен о войне
   Стихи о войне
Музыка в мультфильмах
О музыке с юмором

Играем на  уроках

Все темы раздела
  Сказки, игры к урокам
  Игры, шарады, ребусы
  Интересные факты

Все для занятий

Репетиторы предлагают
Выбираем  пианино
Купить-Продать

Полезное

Новости сайта

17.01.13  
О детях - великих музыкантах. Рубинштейн и Шопен
30.12.12  
О детях - великих музыкантах.
17.07.12 Страницы о Страдивари  Путешествием в Кремону
28.06.12 Эта книга нравится всем! Дневник  юного музыканта

Статистика

Нас посетили:
 

Разработки интересных уроков

 

“Светлые песни Грига”

Интегрированные уроки музыки и литературы

 
  • Урок 1. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

  • Урок 2. О чём поёт Сольвейг?

Урок 1. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо”. (Э.Григ)

Ход урока

Учитель музыки. Берген... Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озёра и чистые фьорды, зелёные склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку.

Учитель литературы. Недаром рассказ, посвящённый музыке Грига, начинается с описания осеннего леса около моря. (Чтение начала рассказа.)

— На что обращает внимание К.Г. Паустовский, описывая лес?    (На звуки осеннего леса: “шелест листьев, шум прибоя, эхо, подхватывающее каждый звук, птичий свист”.)

Учитель музыки. Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки природы изобразить в музыке? Сейчас мы послушаем фрагмент сочинения Э.Грига, а вы после прослушивания скажете, какими музыкальными средствами изображает звуки природы композитор.

  • Звучит фрагмент «Концерта для фортепиано с оркестром» Э.Грига.

 

 

— В чьём исполнении вы слышите музыку?  (Музыку исполняет симфонический оркестр, солирует фортепиано.)

Музыка Грига так и называется — «Концерт». Слово “концерт” латинское, в переводе обозначает “соревнование”.

— Кто же соревнуется в музыке Грига?    (Фортепиано и оркестр.)

— Как они звучат?     (Начинает один, потом вступает другой исполнитель. А затем они звучат вместе.)

— Как можно описать настроение в музыке?    (Оно меняется: то нежное, спокойное, то вдруг порывистое, взволнованное, музыка звучит то громко, ярко, forte, то тихо, рiano.)

— Почему настроение в музыке меняется?       (Музыка отражает изменение состояния природы.)

Это сочинение Эдварда Грига под названием «Концерт для фортепиано с оркестром» и стало основой для истории о подарке девочке, рассказанной К.Г. Паустовским.

Учитель литературы. Чем же объяснить желание композитора сделать девочке подарок? Давайте заглянем в дом Дагни и узнаем, что особенно здесь дорого девочке.

(Стеклянная лодка, вышитая скатерть, рыжий кот.)

— Что можно сказать о девочке, для которой эти вещи являются настоящим сокровищем?    (Ей присущи естественность, открытость, доброта, мечтательность, поэтичность, душевная красота.)

Эти качества и разглядел в девочке великий композитор. Теперь перенесёмся в дом Грига в Бёрне.

— Что из себя представлял этот дом?     (В нём не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки.)

Учитель музыки.

— Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает?     (С голосом человека: “Рояль мог петь обо всём — о порыве человеческого духа к великому, и о любви”. Он пел, как живое существо.)

— Как пишет Паустовский об игре Грига?     (“Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали”. Григ играл с большим чувством, вкладывая в свою игру душевные переживания.)

Заметим, что Григ был незаурядным пианистом, он много раз выступал на сцене. Вот что писали газеты после одного из таких концертов: “Григ — настоящий Орфей за фортепиано. Он очаровывает своих слушателей. Он играл необычайно мягким, красивым звуком...”

Учитель литературы.

— А как писатель К.Г. Паустовский в своём рассказе показывает волшебную, покоряющую силу музыки Грига?

  • Чтение фрагмента рассказа со слов: “Каждый слушал по-своему...” и до конца главы.

Учитель музыки.

— Почему музыка Грига понятна и близка этим простым людям?

(Композитор берёт свои мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, о красоте, о добре.)

Учитель литературы. Давайте обратимся к эпиграфу.

— Как вы понимаете слова Грига?     (Музыка Грига доступна пониманию каждого, она говорит о близком и понятном, пробуждает простые человеческие мечты и стремления.)

— О чём же была музыкальная пьеса, посвящённая Дагни?    (О прелести молодости, о красоте окружающего мира.)

“Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна”, — говорит Григ своей музыкой.

— Перенесёмся на десять лет вперёд. Какой мы теперь видим Дагни?   

  • Читается фрагмент, где дан портрет девочки.

— Каково её увлечение? Как это характеризует Дагни?          (Театр. В ней остались те качества, душевные, человеческие, которые мы в ней видели прежде, в детстве.)

— Кто поддерживает Дагни в её отношении к театру?             (Нильс.)

— Что необычного мы видим в увлечении самого Нильса?      (Он умел различать пароходы по их гудкам. Нильс — человек с тонким слухом и с тонкой поэтической душой.)

— С кем Нильс сравнивает Дагни? Почему?                        (Нильс сравнивает Дагни с увертюрой: “Она похожа на первый аккорд увертюры”.)

— Случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в пору белых ночей?   (С белой ночью её сравнивал Григ, сочиняя посвящённую ей музыку.)

Учитель музыки.

— А как Дагни слушала музыку? Как об этом пишет Паустовский?   (“Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны”.)

  • Чтение фрагмента до слов: “Дагни слышала эту песню у себя в горах”.

— Почему Дагни смогла услышать и увидеть всё это?        (Мелодия, музыкальная интонация способна вызвать пространственные картины и образы в сознании человека, наделённого, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать.)

  • Слушание фрагмента «Концерта для фортепиано с оркестром» Грига.

— А какие чувства музыка Грига вызвала у вас?            (Любовь, нежность, печаль, мечтательность...)

Учитель литературы.

— Как К.Г. Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания слушателя?

  • Сравнение двух отрывков из 2-й и 4-й глав рассказа.

— Чем отличаются эти фрагменты?         (В представлении Грига, изображённого Паустовским, Дагни говорит “Спасибо”, не зная за что. Сама Дагни во время мысленного разговора с Григом благодарит его за “щедрость”, за то, что он открыл ей то “прекрасное, чем должен жить человек”. Значит, она поняла всё, что хотел сказать ей своей музыкой великий композитор.)

— В чём смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа?

(Музыка звучит, когда композитора уже нет в живых, утверждая бессмертие души и победу того “прекрасного, чем должен жить человек”. Это волшебная сила маленького, хрупкого человека преодолела не только время, но и саму смерть. И в этой победе торжество великого Божьего дара — дара искусства, зовущего в ту страну, где “никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимет друг у друга счастье”.)

— Как понимать заключительные слова рассказа?     (Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама Дагни станет таким же щедрым человеком, как и Эдвард Григ.)

Так в чём же заключался подарок, полученный Дагни? И всегда ли подарок представляет из себя нечто материальное? Может быть, не менее важен дар, обогащающий нас духовно, внутренне, “облагораживающий душу и нравы”, как писал Григ? Поэт Виктор Боков так отзывался о музыке Грига:

Фиорды Грига пахнут хвоей.
От них в душе моей светает.

Заключительное слово учителя музыки. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» очень музыкален. Он весь пронизан звуками — звуками природы, звуками музыки. Главный герой рассказа — музыка, способная влиять на жизнь людей, менять её, вызывать чувства, переживания. В центре произведения — образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, способного создавать музыку, делающую людей счастливыми, отдающего людям свой талант, приносящего им радость.

Авторы урока:   Алла Бабанова,  Ольга Маевская 

 

 
 

Если Вы хотите поделиться со всеми своими музыкальными файлами,
отправьте нам сообщение  к которому добавьте  свой файл.
 

Главная

Беседы с музыкальными инструментами

Музыкальные инструменты
Беседуем с Арфой
Знакомимся с клавесином
Рассказ фортепиано
Скрипка дает интервью
Беседа с Баяном
Рассказ Балалайки
Валторна вспоминает
Беседуем с Гобоем

Помощь

Как скачать файл

Полезное

 

Сокращения на сайте

  задания детям
  читаем вместе
 это стоит выучить

Полезное

 

Сайт был полезен? Порекомендуйте его другим 


©
Музыка детям.
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни.
Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах. Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов сайта разрешается только с  активной ссылкой на сайт.

Дата изменения: 27.03.2013